История искусства

Иллюстрированные рукописные книги

В конце XIII в. итальянская живопись испытала настоящий взрыв творческой активности; он был столь же эффектен и имел такое же долговременное влияние на будущее, как и строительство французских готических соборов.

Во «Входе Господнем в Иерусалим» есть то, чего мы никогда прежде не видели в живописи: на ней люди населяют пространство, образованное архитектурными формами. Уже при первом взгляде на работу Джотто мы понимаем, что имеем дело с поистине революционными переменами в живописи.

У Джотто пространственность создается фигурами, а не архитектурным пейзажем.

Симоне Мартини (ок. 1284— 1344 г.) по праву может быть назван наиболее выдающимся из последователей Дуччо.

Лоренцетти. Близость к повседневной жизни проявляется также в работах братьев Пьетро и Амброджо Лоренцетти (оба умерли в 1348?), но уже при большей монументальности и в соединении с особенно острым интересом к проблеме пространства.

Наиболее впечатляющей разработкой этого сюжета отличается огромная фреска крытого кладбища Кампосанто неподалеку от Пизанского собора, приписываемая местному мастеру Франческо Траини

Неизвестный богемский (чешский) мастер. «Успение Богородицы».

К началу XV в. соединение северной и итальянской традиций привело к появлению единого стиля, преобладающего во всей Западной Европе.

Тот факт, что к северу от Альп книжная иллюстрация оставалась ведущей формой живописи несмотря на возросшее значение живописных панно, может быть подтвержден миниатюрами из книги «Les Tres Riches Heures du Due de Berry» («Роскошный часослов герцога Беррийского»).

Рассматривая переходный период от античности к средневековью, мы говорили о том, что переломным моментом, обозначившим «водораздел» между этими двумя эпохами, явилось возникновение ислама.

Индивидуализм — новый подход к осознанию своей личности — позволил Петрарке заявить, вопреки устоявшемуся мнению, что «эпоха веры» была на самом деле периодом «тьмы» («невежества»), в то время как «отсталые язычники» времен античности по просвещенности не имели себе равных в истории.

Переключая внимание с характеристики эпохи Возрождения в целом на изобразительное искусство Возрождения, мы сталкиваемся со многими вопросами.

Нидерландская живопись Флемальский мастер. Первая и, по-видимому, решающая стадия революционного переворота в живописи Фландрии представлена творчеством художника, имя которого остается для нас неизвестным

Покровители художника должны были хорошо понимать значение этих устоявшихся символов

Техника темперной и масляной живописи

Это оптическое явление известно как воздушная перспектива. Рогир ван дер Вейден. Снятие с креста. Ок. 1435 г. Дерево, масло. 220 х 262 см. Прадо,

В работах Яна ван Эйка исследование материального мира, воплотившегося в зримые образы благодаря свету и цвету, достигло такого предела совершенства, которого в последующие два столетия не смог превзойти ни один художник.

Самым известным произведением Хуго ван дер Гуса является огромный алтарь, созданный около 1476 г. по заказу Томмазо Портинари

Гертген тот Синт-Янс. В последней четверти XV в. во Фландрии не было живописцев, которые могли бы сравниться с Хуго ван дер Гусом, и наиболее самобытные художники появились севернее — в Голландии.

Со всей очевидностью это проявляется при изучении триптиха «Сад наслаждений» - самом сложном по образному строю и загадочном произведении Босха.

Швейцарская и французкая живопись Новое реалистическое искусство фламандских мастеров вскоре после 1430 г. стало проникать во Францию и Германию и к середине века распространилось от Испании до Балтики.

Если бы нам пришлось одной фразой охарактеризовать искусство XV в., развивавшееся в европейских странах, расположенных севернее Альп, мы могли бы назвать его «первым веком живописи на дереве»

Ангерран Картон. Авиньонская Пьета. Ок. 1470 г. Дерево, масло. 161,9 х 218,1 см. Лувр, Париж

Гравюра на дереве (ксилография) Идея печатания на бумаге изображений с деревянных досок, по-видимому, возникла в Северной Европе в самом конце XIV в.

Самым искусным из этих мастеров был Мартин Шонгауэр (ок. 1430—1491) — первый художник-гравер, получивший признание за пределами своей страны, который также был живописцем

Мы пока не до конца понимаем ту связь, которая существовала между великими нидерландскими художниками и современной им социальной, политической и культурной обстановкой, чтобы объяснить, почему около 1420 года в Нидерландах возник новый стиль живописи.

Раннее возраждение в Италии В искусстве Раннего Возрождения, в отличие от поздней готики, формировалось античное отношение к изображению человеческого тела.

Наиболее ярко это проявилось в творчестве величайшего скульптора того времени Донателло (1386—1466).

Донателло удалось великолепно передать главное достижение античной скульптуры — в его статуе человеческое тело воспринимается как способный к движению организм.

Донателло. Пророк («Цукконе»). 1423—1425 г. Мрамор. Высота 196 см. Оригинал находится в музее Флорентийского собора

Донателло изучил технику работы в бронзе, когда в юности трудился в мастерской Гиберти над дверями баптистерия.

Одним из наиболее выдающихся скульпторов, продолжавших работать во Флоренции после отъезда Донателло, был Лоренцо Гиберти (1378—1455).

Кроме Гиберти, единственным значительным скульптором, работавшим во Флоренции после отъезда Данателло, был Лука делла Роббиа (1400—1482).

Самый старший из них, Бернардо Росселино (1409—1464), по-видимому, начинал как скульптор и архитектор в Ареццо Паллайоло. К 1450 году великое общественное движение поддержки искусства угласло, и отныне флорентийские художники могли полагаться, главным образом, на частные заказы. В последние годы жизни Поллайоло создал две огромные бронзовые гробницы для собора Св. Петра в Риме, но ему так и не представилась возможность сделать большую свободно стоящую статую.

Подобные работы создавал его младший современник Андреа дель Верроккьо (1435—1488) — величайший скульптор своего времени и единственный, кого по широте замыслов можно сравнить с Донателло