Готическое искусство Архитектура и живопись

Термин «готика» возник применительно к архитектуре, и именно в ней проявились наиболее характерные черты этого стиля. На протяжении столетия — примерно с 1150 до 1250 гг.— архитектура оставалась преобладающим видом искусства

Архитектура Франция Сен-Дени и аббат Сугерий.

В отличие от предшествовавших стилей мы можем указать время возрождения готики с исключительной точностью Галерея и окружающий апсиду венок капелл знакомы нам по романским «хорам паломников»

Разумеется, не вызывает сомнения, что хоры в Сен-Дени спроектированы и построены более рационально, чем в любой из романских церквей

Как и в случае задуманных Сугерием хоров, контрфорсы (этот «костяк» всей постройки) не видны изнутри.

Собор Нотр-Дам, вид с юго-востока, Париж

Шартрский собор. Из всех наиболее известных готических соборов только в Шартрском до наших дней сохранились в первоначальном виде почти все витражи — а их насчитывалось более ста восьмидесяти

Реймский собор. То же стремление к преобладанию вертикалей и обеспечению характерного освещения прослеживается и в развитии соответствующего стилю высокой готики фасада. Наиболее известен фасад Реймского собора

Интернациональная готика. Французские соборы в стиле высокой готики являются результатом поистине титанических усилий их создателей; немногие из построек в мире, возведенных до или после, могут с ними сравниться.

Собор в Солсбери, 1220-1270 г. Едва ли вызовет сомнение факт, что именно Англия должна была оказаться особенно восприимчивой к новому стилю

Английская готика развивалась в направлении более четко выраженного вертикального начала.

В Германии готическая архитектура приживалась значительно медленнее, чем в Англии.

По отношению к европейской готической архитектуре итальянская готика стоит особняком. Но почему в таком случае мы говорим о Санта- Кроче как о готической постройке?

Вне всякого сомнения, стрельчатая арка не является единственным признаком готики.

Западные порталы Шартрского собора. Ок. 1145—1170 г.

Идеи Сугерия проложили дорогу изумительным по красоте порталам Шартрского собора, работа над которыми началась в 1145 г.

Готический классицизм. Готическая скульптура обогатилась также еще одной, в равной степени важной традицией; это был классицизм долины реки Мёз (Маас), развитие которого от Рейнера из Гюи до Николая из Вердена

«Благовещение и встреча Марии с Елизаветой», западный портал Реймского собора, ок. 1225-1245 г.

Развитие готического стиля в скульптуре за пределами Франции началось лишь к началу XIII в.— стиль порталов Шартрского собора едва ли нашел существенный отклик за границей — но как только он стал распространяться, этот процесс пошел с удивительной быстротой

Наумбургский мастер. Все эти качества в полной мере проявились в стиле неизвестного на- умбургского мастера, поистине гениального художника, наиболее известной работой которого является замечательная серия статуй и рельефов, созданных им примерно в 1240—1250 гг. для Наумбургского собора.

Стиль интернациональной готики на Севере В только что рассмотренной «Пьете» скульптор достиг апогея в отрицании физических аспектов человеческой фигуры.

Никколо Пизано. «Рождество Христово», деталь кафедры, 1259-1260 г. Мрамор, Баптистерий, Пиза

Лоренцо Гиберти. «Жертвоприношение Авраама». 1401—1402 г. Позолоченная бронза, 53,3 х 43,2 см. Национальный музей (Палаццо Барджелло), Флоренция

Если возникновение готического стиля в архитектуре и скульптуре было в Сен-Дени и Шартре эффектным и быстрым, то готическая живопись сперва развивалась довольно медленно

Замечательный витраж в Буржском соборе, изображающий пророка Иоиля — один из серии витражей с ветхозаветными пророками — находится в близком родстве с реймскими статуями Марии и Елизаветы.